Автокраны, телескопические вышки. В первый период работ по замене деталей деревянных опор без отключения линии все работы велись вручную; подъем и спуск деталей производился при помощи ручных лебедок. В настоящее время в большинстве случаев операции подъема или перемещения грузов выполняются при помощи механизмов.
Наиболее удобны для линейщиков автомобильные лебедки с приводом от двигателя автомашины. Такими лебедками снабжаются широко распространенные типы автомашин ГАЗ-66/А (заменивший ранее выпускавшийся тип ГАЗ-63А) и ЗИЛ-157А. Буква А в обозначении типа указывает на наличие лебедки, размещенной впереди, перед радиатором машины.
Использование автомобильных лебедок существенно ускоряет и упрощает производство работ.
Кроме автолебедок, в практике линейных ремонтных работ все шире применяются автомобильные краны, телескопические вышки на автомашинах или тракторах и другие средства механизации.
Управление этими машинами доверяется специально обученным крановщикам или водителям-монтерам. Однако и работникам линейной бригады следует знать некоторые положения и правила работы с тяжелыми механизмами.
Ответственность за исправное состояние крана несет крановщик, он же должен контролировать работу своего помощника и стропальщика. По общим правилам безопасности запрещается переносить груз над людьми или оставлять его в подвешенном состоянии, например, на обеденный перерыв. Нельзя подтаскивать груз краном по земле или по лагам при косом положении канатов, так как кран не рассчитав на такие нагрузки. Подъем разрешается только вертикальный, причем груз, засыпанный землей, следует сначала откопать примерзший— обколоть и «оживить»; заложенный — освободить от постороннего груза и т. д.
Следует помнить, что грузоподъемность крана меняется при вылете стрелы: чем больше стрела отклонена от вертикали, тем меньше груз может быть поднят. Для повышения устойчивости крана применяются выносные опоры; при работе на мягких грунтах под опоры следует подкладыеать доски или брусья. Установка выносных опор (и динамометра) обязательна при выдергивании пасынков.
Особая осторожность требуется при перемещении и работах автокранов вблизи линий, находящихся под напряжением. Следует помнить, что касание (или приближение) стрелы крана к проводам может травмировать и крановщика и рядом находящихся рабочих. До начала работ надо принимать меры против самопроизвольного перемещения крана |(затяжкой тормоза, установкой колодок под колеса), особенно на площадках, имеющих уклон.
Если по примерному подсчету величина груза близка к предельной для данного вылета стрелы, следует убедиться в устойчивости крапа, исправности механизмов и тормозов путем пробного подъема на небольшую высоту (до 0,5 м). Одновременно при таком подъеме проверяют такелаж, правильность и надежность захвата груза и т. п. После опробования груз поднимают на нужную высоту.
Находящиеся в эксплуатации краны испытываются 1 раз в год нагрузкой, на 10% превышающей номинальную грузоподъемность. Внеочередные испытания такой же нагрузкой производятся после смены механизма подъема, стрелы, крюка, грузовых канатов и т. п.
При всех работах с телескопической вышки е бригаде должно быть не менее 3 человек: электромонтер-шофер, электромонтер, находящийся в корзине вышки, и наблюдающий с квалификацией по технике безопасности не ниже IV группы.
Электромонтеру, находящемуся в корзине, рекомендуется прикрепляться к ней поясом. Вылезать из корзины он может только по разрешению или указанию наблюдающего.
Во время работы электромонтера (или электромонтеров) в корзине шофер не должен покидать машину.
Машина должна устанавливаться так, чтобы телескоп не располагался под проводом линии. В этом отношении рычажные монтажные подъемники (рычажные вышки) безусловно удобнее — они имеют не только вертикальный подъем корзины, но и горизонтальное ее перемещение, и могут быть установлены сбоку от объекта работы. Кроме того, они дают возможность перемещения электромонтера (например, вдоль провода) без выхода из корзины.
Следует строго соблюдать нормы грузоподъемности, указанные в заводских инструкциях.
Нельзя поднимать в корзине людей и груз одновременно электромонтеры могут иметь при себе, только необходимый инструмент, причем суммарный вес не должен превышать значения, указанного в паспорте вышки.
Нагрузка Pt для вышек типа ТВ-13,5 прикладывается ко второму звену, считая от нижнего к верхнему.
При одновременной загрузке вышек, указанных в таблице, двумя нагрузками (на уровне 14 м) допускаются варианты со следующими предельными значениями, кГ:
Р2 = 450 и Р3 = 700;
р3 = 700 и Р4 = 2 000;
р2 = 450 и Р5 = 1 200.
В последнем случае телескоп должен быть предохранен от изгибающего момента расчалками, закрепленными за верх четвертого звена.
При переездах вышки выносные опоры следует полностью поднять, а корзину опустить. Небольшие перемещения автовышек по ровной местности возможны с опущенным телескопом (не уложенным) при скорости не более 20 км в 1 ч.
Вышки должны проверяться детальным осмотром и пробным подъемом не реже 1 раза в неделю. В отличие от кранов телескопические вышки и монтажные подъемники регистрации в органах Госгортехнадзора не подлежат. Ответственность за их состояние и правильную эксплуатацию возложена на организации, которым они принадлежат.